Джейсон Хантер, руководитель научной практики в MBOSI (Malaysia Blue Ocean Strategy Institute) и лектор международной бизнес-школы INSEAD кажется, нашел несколько необходимых ингредиентов. На лекции в Digital October в рамках проекта Knowledge Stream господин Хантер рассказал, почему творчество и креативность - это то же, что и гениальность, и как можно стать творческим человеком, не обладая природным талантом при этом создавая свой бизнес.
Творчество + технологии = успешный бизнес
Джейсон Хантер, если так можно выразиться, «фундаментальный человек» и амбициозный исследователь. Еще в детстве, до того, как он начал сотрудничать с авторами бестселлера «Стратегия голубого океана» (BOS) Чаном Кимом и Рене Моборн и заслужил авторитет в бизнес-кругах, он любил исследовать внутреннюю природу вещей, скрытую от наблюдателя. «Я изучал и копался во всем, спрашивал то, что спрашивать не следует. – Рассказывает господин Хантер. - Смотрел на вещи иначе».
Тайна гениальности людей, попавших в коллекцию Института мозга, конечно, не была даже приоткрыта. Как уже в наши дни изящно каламбурит нейрофизиолог Константин Анохин, «с помощью лобовой атаки нам не раскрыть тайну мозга». И вообще, выяснилось, что мы не с того начали. Не с гениальностью надо было затеваться, да и не трогать пока человека. Почвенная нематода, говорят учёные, — вот уровень нейрофизиологии XXI века! То есть за три четверти столетия была принципиально усовершенствована томография, сделаны открытия в генетике, изобретены специальные составы для того, чтобы сделать мозг прозрачным, — и вот наука говорит: давайте препарировать червей!
Мозговой штурм
Возможно, именно детский опыт сформировал в Хантере уникальные убеждения, взгляды, с которыми многие соглашаются. Например, господин Хантер уверен, что гениальность – это обыкновенное сочетание креативности и правильного подхода к делу, а комбинация технологий и тактик может сделать человека великим. По его словам, Пабло Пикассо, несомненно, творческий гений, хотя он, мягко говоря, заимствовал из других отраслей искусства некоторые идеи и просто преображал их, получая шедевры.
В бизнесе стоит поступать так же, считает Хантер. Только в среде, где все продается и покупается, гениальность, а значит и успешность, складывается из правильного сочетания творчества и технологий. Творчество – это интересный, отличающийся подход, а технологии – это уже разработанные другими людьми способы «приручить» технику для своих целей.
Баланс
Развитие мозга помогает повысить интеллектуальные способности, благодаря которым мы расширяем грани наших возможностей. Доказано, что человек использует возможности своего мозга всего лишь от 3% - 10%. Не трудно вообразить, что было бы, если мы могли использовать свой мозг, хотя бы на 50%. Мне сразу вспоминается фильм «Области тьмы», где герой выпивал таблетку и через 1 минуту его мозг использовался на 95% процентов. Кто смотрел, знает о чем я, если не смотрели, советую посмотреть...
Упражнения для развития мозга
Но, как и в любой другой сфере, а в особенности, в бизнесе, необходимо найти верный баланс в сочетании элементов и их применения. Для того чтобы правильно распределить доли творчества и технологий, господин Хантер и его коллеги разработали специальную стратегию о которой уже говорилось выше. Название стратегии - «Голубой океан» - не случайно. Так называется «новый рынок», который предполагает отсутствие конкуренции, уход от модели «агрессивного бизнеса». «Стоит только правильно найти баланс, не бояться сочетать несочетаемое, и Вы придете к цели», - убежден господин Хантер. «Стратегия голубого океана» учит использовать креативность так, чтобы не было мучительно стыдно, а технологии применять так, чтобы оставались средства на развитие и других компонентов бизнеса, кроме технологического.
Как найти свой «голубой океан»?
Приплыть к берегам своего «голубого океана» несложно, считает Хантер. В первую очередь необходимо сделать аналитику игроков отрасли, в которой вы плаваете, обозначив их основные точки внедрения ресурсов. Например, в винной промышленности эти точки могут выражаться ценой, использованием специальной терминологии, косвенным маркетингом, историей, богатством вкуса, ассортиментом. Все это можно поместить на ось X. Далее нужно понять, кто и сколько усилий прилагает к этим точкам. Это уже будут кривые стратегий конкурентов - ось Y. Составленный график даст понять, куда не следует плыть, где собралось уже слишком много акул.
Волшебный ингредиент
Кроме всего сказанного, необходимо иметь в рукаве волшебный ингредиент рецепта гениальности. Этот элемент, считает господин Хантер, находится тогда, когда мы не боимся пробовать и рисковать. Представьте себе ситуацию, когда у Вас очень мало ресурсов, но при этом необходимо сделать что-то невероятно сложное. Именно здесь рождаются гениальные, но, в то же время, простые идеи-ингредиенты.
Возможны ли какие-то радикальные хирургические вмешательства в случаях, когда головной мозг остаётся здоровым, но тело, поражённое болезнью, становится неподвластным; и наоборот: когда физическая оболочка полна сил, а центральная нервная система повреждена? Ответы на эти вопросы уже больше столетия пытается найти медицинская наука, облегчая страдания людей и проводя бесчеловечные опыты над животными.
Голова, которая хочет жить
В пример можно привести случай с космическим кораблем Аполлон-13. При полете на Луну случилось несколько аварий, из-за чего астронавтам пришлось изменить курс корабля, но возникла более сложная проблема – кризис систем жизнеобеспечения. Содержание углекислого газа в атмосфере лунной кабины повысилось до опасной для жизни астронавтов величины. Нужно было что-то делать. Астронавты отсоединили от своих скафандров два шланга. Один из них они протянули от вентиляторов в лунной кабине к входу поглотителя в отсеке экипажа, а второй — от выхода поглотителя в лунную кабину. Для сборки и крепления шлангов к поглотителю в ход пошли пластмассовые мешочки из-под пищи, бумага и липкая лента. Это оригинальное и весьма изобретательное решение сработало — содержание углекислого газа стало быстро уменьшаться. Так астронавты спасли себе жизнь.
«Человек мыслит целостно, - утверждает Джейсон Хантер, - ему не нужны лишние линии на картине, чтобы увидеть общий силуэт. Вот и не надо усложнять все в бизнесе. Рисуйте Вашу картину не по частям, а наносите слой за слоем, тогда получиться что-нибудь интересное».